Новорожденные намного более подготовлены к восприятию звуков своего языка, чем кажется на первый взгляд. По результатам недавних исследований, плод в утробе матери способен улавливать определенные звуки родной речи.
Исследование, проведенное Кристиной Мун, профессором психологии университета Pacific Lutheran University, показало, что младенцы уже в первые часы жизни проявляют заметный интерес к гласным звукам языка, который не является их родным.
«Уже более 30 лет известно о том, что мы начинаем различать голоса еще в утробе матери, слушая звук ее голоса, ‑ рассказывает госпожа Мун. ‑ Это первое исследование, которое доказало, что до своего рождения мы узнаем конкретные звуки речи на своем родном языке».
В ходе исследования группа ученых под руководством госпожи Мун изучала поведение новорожденных почти сразу после появления на свет, пока они оставались под наблюдением в больнице. Для проведения исследования были выбраны две клиники: Madigan Army Medical Center в Такоме (штат Вашингтон) и Astrid Lindgren Children’s Hospital в Стокгольме. Младенцы слышали гласные звуки шведской либо английской речи, а исследователи могли контролировать, сколько раз младенцы слышали гласные звуки, по сосанию пустышки, подключенной к компьютеру.
В исследовании реакция новорожденных проверялась на двух наборах гласных звуков: 17 звуков родного языка и 17 ‑ иностранного. Изучался интерес детей к гласным звукам исходя из того, как часто они сосали пустышку. Половина детей слушала гласные звуки своей родной речи, а другая половина – звуки иностранного языка. «При каждом посасывании пустышки начинал звучать гласный звук, который прекращался, когда младенец переставал сосать пустышку, а когда он вновь начинал ее сосать, он слышал новый гласный звук», ‑ рассказывает один из исследователей.
В обеих странах дети, слушавшие гласные звуки иностранной речи, сосали пустышку чаще, чем те, кто слушал звуки родной речи, и это не зависело от количества времени с момента рождения. Это позволило ученым сделать вывод о том, что дети выучили гласные звуки еще до своего рождения.
«Эти малыши в течение десяти недель, находясь в утробе, слушали голос матери, и особенно гласные звуки. Именно мать оказывает первое воздействие на мозг своего ребенка, ‑ поясняет исследователь. ‑ При рождении младенец уже несомненно готов к чему-то новому».
Это исследование — в отличие от других, рассматривавших внутриутробное изучение предложений или фраз, — является первым, нацеленным на то, чтобы показать изучение небольших фрагментов речи, которые нелегко узнать по мелодии, ритму или громкости. В рамках исследования изучалось поведение 40 детей в больнице в Такоме и 40 – в Стокгольме. Возраст детей составлял от 7 до 75 часов.
Ученые выбрали именно гласные звуки как более отчетливые, посчитав, что они могут выделяться в речи матери даже при фоновых шумах в утробе.
Исследование показывает, что новорожденный способен выучить и помнить простые звуки своего языка, услышанные от матери в течение последних 10 недель беременности (сенсорные и мозговые механизмы, отвечающие за слух, полностью формируются к 30-й неделе беременности).
Этот результат поразил исследователей, ведь ранее считалось, что младенцы способны к обучению с рождения, а теперь выяснилось, что они начинают учиться еще раньше. В момент рождения они уже не являются «фонетически невинными».
До того как стали проводиться подобные исследования, младенцев считали «чистым листом». И в добавление к существовавшим ранее доказательствам того, что младенцы, вероятно, «настраиваются» на звуки своего родного языка, теперь есть данные о том, что такая «настройка» происходит еще до рождения. Это удивило ученых.
Проводившиеся ранее исследования показали, что плод запоминает музыкальные ритмы, а сейчас оказалось, что он может в какой-то мере учить язык.
Вообще младенцы – лучшие ученики на планете. И хотя понимание возможностей мозга ребенка важно для науки, еще более важно оно для самих детей.
«Тот факт, что дети могут запоминать гласные звуки, находясь еще в утробе матери, означает, что они могут заставлять работать достаточно сложные нервные центры мозга еще до рождения», ‑ поясняет исследователь.