«Запыленный» родной язык оставляет нестираемый след в мозге. Исследование, проведенное американским научным изданием Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), поставило под сомнение существующее представление о том, что языковые навыки, приобретаемые за первый год жизни ребенка, исчезают, если переместить его в другую языковую среду.
Исследование показало, что китайские дети, усыновленные в возрасте 12 месяцев франкоговорящими семьями в Канаде, реагируют на тоны китайского языка несмотря на то, что осознанного понимания языка у них нет.
В эксперименте участвовали 49 девочек из Монреаля в возрасте от 9 до 17 месяцев. Их разделили на три группы: понимающие только французский язык (не имевшие возможности обрести навыков китайского), билингвы с французским и китайским, а также усыновленные китайские дети. Каждая группа слушала так называемые псевдо-слова, произносимые с китайскими тонами. Томографические изображения показали, что мозг усыновленных детей проявляет ту же активность, что и у носителей языка, хотя первые не могут понимать или разговаривать на языке, а тем более осуществлять про себя перевод с китайского слышимых единиц.
Фред Генессе, главный профессор кафедры психологии Университета Макгилла и соавтор отчета, подчеркнул значимость томографических результатов: «При мозговой обработке языка у большинства людей задействуется левое полушарие. Когда эти псевдо-слова слушают монолингвы, они не воспринимают их в качестве языка. Для них это лишь скопление звуков. А если взглянуть на данные по двум другим группам, станет ясно, что задействуемые ими зоны мозга находятся в левом полушарии, следовательно, они воспринимают псевдо-слова как языковые единицы, или слова».
В тональных языках, к которым, в частности, относится и мандаринский диалект китайского, одно и то же слово может иметь множество значений в зависимости от тона, с которым оно произносится. Этот факт, кстати, значительно усложняет задачу устного перевода с или на такие языки.
Дэвид Стринджер, помощник профессора отделения по изучению вторых языков Университета Индианы, отметил, что проведенный эксперимент ставит под сомнение уже имеющиеся сведения о том, какой отпечаток оставляет в мозге язык на ранних стадиях жизни: «оказывается, эти результаты противоречат данным подобных исследований на основе функциональной магнито-резонансной томографии, утверждающих, что ранний язык усыновленных детей стирается из мозга в случае приобретения навыков нового языка».
По материалам сайта theguardian.com.
Другие материалы
-
Зачем детям изучать английский язык? Любые иностранные языки, включая английский, в прежние времена изучались лишь в рамках школьной программы.…
Читать далее -
Родольфо Маслиас о работе терминолога и его роли в мире Родольфо Маслиас — руководитель отдела по терминологии в Европейском парламенте, а также преподаватель…
Читать далее -
Дома не существует… Сайт о современной мировой литературе English PEN взял интервью у Элиотта Коллы — переводчика с арабского на…
Читать далее