Но главная особенность современного анекдота — это «единственный в ХХ веке продуктивный жанр городского фольклора».
В отличие от многих других живых фольклорных текстов городской анекдот регулярно, систематически и в немалых количествах воспроизводится, отражая все более или менее значимые события в стране и за ее пределами: так, в течение 1990-х годов последовательно появлялись серийные анекдоты о компьютерах, пейджерах, многочисленные анекдотические истории «про новых русских». Многие сайты русского Интернета завели даже специальные рубрики: «новый», «последний» или «лучший» анекдот. Будучи текстом живой устной речи, анекдот рождается, становится популярным, стареет и умирает. Устаревают даже целые серии некогда популярных и удачных анекдотов (например, о дистрофиках, о Кашпировском, «армянское радио»). В массовом речевом обиходе утвердилось даже шутливое понятие «анекдот с бородой» — старый, много раз слышанный анекдот, неудачно предлагаемый рассказчиком.
Итак, анекдот — уникальное, чрезвычайно развитое и продуктивное явление национальной русской культуры, имеющее коммуникативное значение.
Анекдот как вид коммуникации выполняет множество функций:
1) информационную (из анекдотов можно узнать все, вплоть до событий истории);
2) эмоциональную (это прекрасное средство сближения, объединения интересов, вкусов, взглядов и разрядки);
3) объединяющую, создающую единое коммуникативное пространство для компании, общающихся;
4) личностного утверждения (человек, умеющий рассказать анекдот к месту, сразу становится душой компании и утверждает себя как лидер общения).
Анекдотом можно насмешить, привлечь внимание, дать оценку ситуации или явлению, разрядить обстановку и снять напряжение.
Существуют разные виды анекдотов, и в зависимости от этого есть различные виды средств создания иронии, которая и вызывает взрыв хохота после прослушивания анекдота.
Подражание (например, стилю объявлений, рекламе):
Продаю подземный гараж. Сыро. Страшно. Дорого.
Специалист с высшим образованием в любой момент дает квалифицированную справку о состоянии времени.
Стилизация (варианты ее бесчисленны – от речеподражания до подражания разным жанрам):
Вы еще не прислали пять оберток от «Магги»? Так присылайте. Нам уже не во что заворачивать.
Продаю мед в натуральной упаковке (улей, пчела).
Тюменская область по размерам похожа на Францию. Больше она на Францию ничем не похожа.
Продается отечественный суперпоглотитель жира. А также мяса и костей. Кличка Шарик.
Гротеск и гипербола (преувеличение):
Китайский мужчина должен построить 10000 домов, посадить 10000 деревьев… — в общем хоть как-нибудь отвлечься.
С каждым днем все труднее воровать. Иногда кажется, что зарабатываешь…
Трагедия. На концерте Надежды Бабкиной два человека попали под хоровод.
Сочетание несочетаемого (оксюморон):
К визиту президента в больницу завезли здоровых больных.
Девушке было 18 лет и 30 зим.
Кто работает, тому некогда зарабатывать деньги.
Значимый лаконизм:
Три возраста мужчины: он верит в Деда Мороза, он не верит в Деда Мороза, он сам Дед Мороз.
Человеческая жизнь: еще нет, уже да, еще да, уже нет.
Двусмысленность:
Боксеру легче защитить диссертацию, чем написать ее.
Группа умных альпинистов обошла высшую точку Земли – Эверест.
Пьяный я всегда добрый, поэтому злым меня никогда не видели.
Реминисценция (намек на литературные произведения – сказки, легенды, исторические события):
В этот день Кащей Бессмертный выпил яду, бросился с крыши, угодил под колеса «КамАЗа» – в общем, развлекался как мог.
Учебное пособие под редакцией Ивана Сусанина «Как завести друга».
Японская народная поговорка гласит: не бывает некрасивых гейш – бывает мало сакэ.
Неожиданный алогизм, парадокс:
Урок физкультуры.
— Мальчики, кто из вас курит? Не врать. Так. Ты, ты и ты… Ясно. Значит так, мы с вами покурим, остальные — пять кругов по стадиону.
Согласно социологическим опросам, 60 процентов населения ненавидят социологические опросы.
Помни, Господь все видит! Сделай так, чтобы ему было интересно.
Абсурд:
Наше темное прошлое обеспечило нам светлое будущее.
Пропала собака. Рост средний. Оскал добродушный. Нашедшего просьба сделать прививку от бешенства.
Разговор охотников:
«Медведицу я завалил как обычно… Ласки, шампанское, легкая музыка».
Обыгрывание речевой неясности, игра слов:
Чукче: «У тебя жена гуляет». Чукча: «Пусть гуляет – она тепло одета».
— Кто там?
— Почтальон Печкин, принес повестку для вашего мальчика.
Ребенок прислал SMS: «Ночую у бабы. Не волнуйся».
Анекдот в непосредственном общении — это огромное коммуникативное пространство. Ситуативность определяет и другое свойство анекдота — уместность. Эта категория характеризуется ситуативной прикрепленностью: законы и тенденции сложившейся ситуации заставляют говорящего отбирать тексты анекдотов определенного типа. «Анекдот, рассказанный непонятно по какому поводу, оскорбителен» (А. Моруа). Под ситуативной прикрепленностью понимают так называемое «чувство аудитории». Оно заключается в том, что говорящий знает, кому и какой анекдот можно рассказать. Анекдот в деловом мире тоже уместен, но необходимо помнить следующее:
1. Анекдот должен быть понятен и ясен, не должен содержать грубых намеков и скабрезности.
2. В анекдоте не должно быть грубых жаргонных и инвективных слов, так как к «крепкому словцу» не все относятся однозначно.
3. Анекдот должен быть коротким, ярким, иллюстрирующим ситуацию.
4. Вы должны быть уверены в уместности, надобности, универсальности, корректности и новизне анекдота.
5. Вы должны адекватно оценивать себя как рассказчика, так как эффект от плохо рассказанного анекдота многократно снижается.
6. Анекдот не должен затрагивать личностные ситуации, человеческие качества, привычки, внешность и тем более национальность собеседника.
7. Не стоит требовать от слушателей бурной реакции на рассказанный анекдот – чувство юмора у людей разное.
Психологи доказали, что люди, умеющие разглядеть плюсы даже в сложной жизненной ситуации, – счастливы. Анекдот, наполненный тонким юмором, помогает нам посмотреть на себя и ситуацию со стороны, улыбнуться друг другу, прояснить сознание и разрядить обстановку. Ведь все не так плохо, как кажется. Прав был Чарли Чаплин, который сказал: «Мир уцелел, потому что смеялся».
Фото: репродукция картины В. Перова «Охотники на привале»