Вверх

  • Facebook
  • В Контакте
 
 
 
×
Мы перезвоним

Укажите номер телефона, и наш специалист перезвонит в течение 15 минут. Во внерабочее время мы позвоним на следующий рабочий день

Жду звонка
×
Узнать стоимость

Заполните поля формы — наш специалист свяжется с вами в течение 15 минут и сообщит стоимость работы.

Приложить файлы на оценку

Пожалуйста, поставьте галочку

Мы не передаём данные третьим лицам и не рассылаем спам.

Общая характеристика языка манси

Мансийский язык (моаньсь; до начала XX века — вогульский) относится к обско-угорской ветви финно-угорских языков. Он родствен хантыйскому. Это язык народа манси, проживающего в Сибири — в местах, где с 60-х годов ХХ века располагается крупнейший центр российской нефтедобычи. Область проживания хантов — приблизительно 1300 квадратных километров вдоль рек Обь и Иртыш. Территория манси расположена к юго-западу от хантов и простирается в глубь Урала. В научной литературе народы ханты и манси имеют общее название — обско-угорские народы.

Народ манси сформировался в результате смешения местных уральских племен, живших здесь с каменного века, с угорскими племенами. Компоненты обеих культур — таежных охотников и рыболовов и степных скотоводов-кочевников — сохранились в культуре народа до наших дней. В формировании и развитии манси большую роль сыграли контакты с самыми различными народами.

Изначально манси жили на западных склонах Уральских гор, но в XI—XIV веках сюда пришли коми и русские, и манси переместились на другую сторону гор. Первые контакты с русскими — новгородцами — датируются XI веком. С освоением Сибири в конце XVI века русскими последних стало здесь значительно больше, и уже к концу XVII века их численность превышала количество коренного населения. Манси стали постепенно переселяться на север и на восток.

Хотя в XVIII веке манси формально перешли в православие, их традиционной религией остался шаманизм. У них, как и у хантов, был развит культ защищающих их духов, предков и медведя. Традиционно манси промышляли охотой, рыбной ловлей, оленеводством, земледелием и скотоводством. Большую роль в их жизни играл кедр. Они собирали кедровые орехи, изготавливали из древесины кедра предметы домашнего обихода.

Фольклор манси включает мифы, сказания, песни, сказки и произведения других литературных жанров. В мифологии отсутствуют четкие границы между прошлым, настоящим и будущим. Герои мифов могут стареть и вновь становиться молодыми. Ведущую роль в мифологии играют солнце и луна, символизирующие противоположные понятия — тепло и холод.

В XIX веке манси делились на кланы, у каждого из которых был свой глава. В одном селении манси проживало, как правило, несколько семей, состоящих в родстве друг с другом. На уровне семьи главными являются старшие члены семьи. Родственные связи у манси устанавливаются по линии отца. Принадлежность к тому или иному клану определяется по месту поселения, территории миграции, расположению святынь. Манси, которые и в наши дни ведут традиционный образ жизни, являются полукочевниками. Они меняют место жительства по нескольку раз за год. Разрушение среды обитания сокращает возможности вести традиционный образ жизни: вблизи крупных нефтяных центров больше нельзя добыть пропитание охотой, оленеводством и рыбной ловлей. Усилилась урбанизация населения. Но многие живут в бараках-времянках без каких-либо перспектив. В поселках почти нет работы. Одна из серьезных проблем — злоупотребление алкоголем. С ростом нефтяных компаний манси стали национальным меньшинством на собственной земле.

См. также: